О
крестовых походах, наверное, написано столько, что если выложить все
книги стопой, то... В общем, много написано. Много и читано то ж.
Спрашивается: чего ради я взялся читать еще одну книгу на эту тему?
Во-первых, так уж вышло, что все одно попалась мне подарочная карта,
надо было израсходовать хоть на что-то. Вот и подвернулась «История
крестовых походов» Дмитрия Харитоновича (в данном случае Харитонович -
это фамилия). Во-вторых, любопытно, как там, если по-серьезному, об этом
пишут современные историки. Одно дело – традиция 19-го века, второе дело
– советская трактовка. А что думают и как пишут современные историки,
избавленные от давления идеологии или вооруженные новыми методами
исследований?
Оказалось, хорошо пишут, убедительно и без тяги к дешевым эффектам
(привет охотникам за сенсациями, самозваным историкам). Книга
Харитоновича полна разнообразных наукоподобных рассуждений о причинах, о
происхождении понятий, о движущих силах и почти не содержит описания
избитых литераторами и кинематографистами ярких исторических моментов.
Любители описаний сражений или исторических персонажей здесь мало что
смогут найти себе по душе. Зато многие замечания автора способны
оскорбить ваши глубокие исторические чувства.
Например, прямо со старта мне очень понравилась фраза «Жители Византии и
не подозревали, что они живут в Византийской державе». Дело в том, что
«это название придумали немецкие ученые XVIII в». Фактически этот момент
дает представление о подходе автора. Харитонович ведь профессиональный
историк, а не какой-нибудь математик-астроном. Он дает краткую сводку по
источникам. Говорит, что мол вот та каноническая фраза записана лишь в
одном из них и отнюдь не самом достоверном, а другие хронисты писали
иначе. И так далее. В целом это неплохая встряска читателей, не имеющих
специального образования и привыкших мыслить только так и не иначе, как
впервые когда-то прочитали или посмотрели.
Очень много автор уделяет внимания рассмотрению причин крестовых
походов, показывая, что практически все они по отдельности не объясняют
этого феномена. И тот, кто с легкостью объясняет все это дело в
двух-трех строчках, либо лукавит, либо сам не в курсе проблемы. Прежде
всего следует учитывать, что средневековые люди мыслили абсолютно иначе,
не так, как мы, имели представления об устройстве мира, диковинные или
даже дикие для нас. В учебниках истории часто пишут, как крестоносцы
(тоже, кстати, позднейший термин) на подходе к любому городу вопрошали,
не Иерусалим ли это. Вот, дескать, какие темные, не имеющие
представления о расстояниях и географии люди. Но дело не только в
темноте. Дело в глубокой религиозности, в вере в чудеса, в уверенности,
что Бог устроит так, что Иерусалим окажется за следующим поворотом. Ведь
не может же Бог не сочувствовать и не содействовать благому делу! И учет
таких настроений, представлений важен. Наверное даже не менее важен, чем
пресловутое социально-классовое движение.
Такой взгляд на историю, как минимум, освежает, заставляет взглянуть на
вещи под другим углом зрения. Одного этого достаточно, чтобы оправдать
появление еще одной книги о Крестовых походах. И это мы еще не упомянули
глубокой веры в приближающийся конец Света. Да, такому взгляду нас в
школе не учили, сводя всё исключительно к корысти и прагматизму.
Основная часть книги - это описание событий классических восьми походов.
Тут автор специально оговаривается, что не будет отступать от
традиционного счета, хотя он... ну в общем, так себе отражает сложность
происходивших событий.
Всё начинается с похода бедноты, Петр Пустынник и всё такое. Еврейские
погромы, производившиеся крестоносцами по пути, послужили автору поводом
порассуждать на тему коллективной ответственности. Разумеется,
Харитонович касается цифр, численности крестоносцев. Он не занимается
специальным исследованием вопроса, не утомляет читателя, а просто выдает
финальную, по его мнению и мнению современных историков, цифру, число.
В целом события Первого крестового похода довольно хорошо известны,
чтобы еще одно изложение могло бы сильно заинтересовать. Куда любопытнее
жизнь крестоносцев после завоевания Иерусалима. Как они обустроили свои
государства, какова роль или просто жизнь мусульман в этих христианских
образованиях.
Втрой поход не так интересен, третий и четвертый известны хорошо,
благодаря Саладину, Ричарду Английскому и захвату Константинополя. Тут
нет каких-то откровений. Куда хуже у нас с последующими событиями. Так
что будет небезынтересно почитать и про поход детей – не просто легенду,
а то, что об этом думает наука. Ну и наконец явление Людовика Святого,
последнего традиционного крестоносца.
Отдельного внимания заслуживают завершающие пункты «Крестовые походы -
хорошо это или плохо?» и «Кто первый начал?» По-моему, здесь автор не
столько ответил на эти вопросы, сколько показал всю их бессмысленность,
если не глупость.
И последнее. Поскольку купить эту книгу на наших стандартных торговых
площадках сейчас нельзя, наш сайт предлагает вам предварительно
ознакомиться с ее содержимым, взяв образец на нашей книжной полке.