На главную страницу
сайта

Крупнейший сайт о стратегиях, военных играх, военной истории и кино.Фан клубы Total War, Цивилизация, Warband и других. Огромная копилка модов.
ОЧЕРКИ
ИСТОРИИ И ВОЙН

На internetwars.ru

История войн. Неизвестные сражения. Исторические личности. Популярная история.
История войн. Неизвестные сражения. Великие полководцы. Исторические личности. Загадки истории



На главную страницу раздела

НАШ
ИСТОРИЧЕСКИЙ
ФОРУМ

ВОЙНА СЕВЕРА И ЮГА: БИТВЫ ЖЕЛЕЗНЫХ МОНСТРОВ
Исторический очерк Александра Морозова
Первые броненосцы. USS "Монитор", CSS "Виргиния". Сражение в Хэмптон Родз. Броненосные флот Конфедерации. CSS "Арканзас", CSS "Атланта". Сражение в заливе Мобил. Броненосцы класса
"Eads", "Чокто" и другие.

КО
ЛЬЦА "АНАКОНДЫ"
Советник по морским вопросам Гидеон Уиллис спешил в кабинет Авраама Линкольна, держа в руках свежий номер "
Scientific  American". Президент был не в духе, на что были причины. Страна корчилась в муках гражданской войны. Вопреки ожиданиям мятежный  Юг, уступавший Северу во всем: в промышленном развитии, финансах, людских ресурсах - побеждал. По крайней мере в первой фазе это кровопролитной  борьбы "синих" против "серых", за выживание двух цивилизаций, созревших на одном американском корне.
"Что там у вас? - спросил Президент.
"Посмотрите сами, сэр. Если ЭТО выйдет в море, плану "Анаконда" конец".
План "Анаконда заключался в организации полной блокады Южных Штатов с моря. Учитывая,  что основную массу стратегического сырья и снаряжения аграрный Юг мог получить только морским путем из Европы эти меры сулили успех, но осуществить их оказалось не так просто. Южане ответили дерзкими налетами каперов на морские коммуникации северян, а торговую связь с Европой успешно поддерживали  "блокадопрорывателями", быстроходными  кораблями с паровыми двигателями. Город-порт Чарльстон стал одним из крупнейших центров контрабанды.
А теперь еще известие из другого порта Норфолка, доставленное шпионами. Впрочем, эти сведения недорого стоили, уже даже газеты открыто писали, что южане строят здесь броненосный корабль. Сначала "
New Work Herald" без особых подробностей 3 октября 1862  сообщила, что конфедераты вскоре спустят на воду иронклад (ironclad) - буквально, "одетый в железо" корабль. А спустя месяц
9 ноября  "
Scientific  American" поместила  его довольно точный рисунок, воссозданный со слов одного из рабочих, принимавшего  участие в постройке.
Военный флот Америки еще до войны преимущественно стал парусно-паровым, но корпуса кораблей  были  традиционно деревянными.  Хотя еще в 1841 году два брата-изобретателя из Нью - Джерси Роберт и Эдвин Стивен предложили модель бронированной плавучей батареи с паровым двигателем. Конгресс одобрил проект, но средства были отпущены лишь в 1854-м, причем строительство вскоре было заморожено. Вспомнили о нем практичные американцы лишь в начале гражданской  войны  и "бронированную батарею" Стивена опять начали достраивать. Родиться этому пасынку  военной науки так и не пришлось, конструкцию в итоге признали неудачной и корабль после четырех лет работ, пустили на слом. 
К началу военных действий северяне имели два собственных  иронклада: парусно-паровой двухмачтовик "
Galena", чьи орудийные порты были прикрыты стальными листами,  и более мощный  "New Ironsides". Последний ,правда, имел деревянные легко уязвимые носовую и кормовую части. Однако все это были так называемые прототипы, обычные парусники, обшитые железом,  каждый из них так и остался единственным и последний в своем роде. Они не шли на в какое сравнение  с ни на что не похожим стальным монстром, чьи рисунки широко растиражировала федеральная пресса.

ЧУДОВИЩЕ В БЕРЛОГЕ -  CSS "ВИРГИНИЯ" ("МЕРИММАК")
Когда план "Анаконда" вступил в действие, Стивен  Мэллори - морской советник Президента Конфедерации Южных Штатов Джефферсона Девиса, стал настаивать на постройке  бронированных кораблей. Аграрный Юг не мог выставить флот, адекватный северу по мощи.  План Мэллори предусматривал контрудар превосходящим оружием - сталью против дерева. По поручению Мэллори, получившего полную поддержку  правительства Конфедерации,  конструктор Джон М. Брук сделал первый чертежи иронклада, а вскоре в Ричмонд были вызваны инженер Уилльям П. Уилльямсон и искушенный в военном кораблестроении Джон И. Портер. Им было поручено построить "иронклад". Выбор пал на брошенный отступающими  северянами  парусно-паровой фрегат  "Мерримак". Вообще-то  многие американские военные корабли того времени носили странные для слуха  европейца имена. Название судна имело индейские корни и происходило от  одноименной реки, протекавшей по штатам  Нью-Хэмпшир и Массачусетс и переводится как "Быстрая Вода". 
Отступая, северяне сожгли "Мерримак", сохранилась, только подводная часть корпуса, подобно скорлупе выеденного ореха. Сам корабль затонул. Однако для терпевших острую нужду в материалах южан и эта "скорлупа" представляла ценность.
Судно было поднято с мелководья, (одна эта операция стоила 6 000 $) , а затем энергичные судостроители конфедератов начали строить на его основе бронированный корабль. Возрождался он под новым патриотическим именем "Виргиния" -самый стойкий, самый мятежный штат Конфедерации. Интересно, что постройка броненосца обошлась дешевле, всего в 172 500 $, в то время как восстановление его в первозданном виде, стоило бы  450 000 $ или даже больше. 
Корпус "Виргинии" подобно айсбергу большей частью скрывался под водой, а над поверхностью, почти вровень с нею,  возвышался орудийный каземат - бронированная надстройка ,
стенки которой , чтобы уменьшить ударную мощь попаданий снарядов противника,  были наклонены друг к другу под углом 36
°.
CSS "Виргиния" ("Мериммак") - фото с натуры
Первые броненосцы, ironclads, Война Севера и Юга на море. Очерк на internetwars.ru

Броневая защита "Виргинии" в разрезе выглядела как слоеный пирог.  Наружную оболочку составляли стальные пластины из раскатанного  рельсового металла 2 дюйма толщиной и 8 дюймов шириной. Они были уложены поверх "мягкой брони" (20 дюймов сосны + 4 дюйма мореного дуба). Палубная батарея состояла из 10 мощных 180 и 230 -мм орудий, по четыре с каждого борта и по одному на корме и носовой части.
Портер допустил лишь одну ошибку. Когда  Виргинию спустили на воду оказалось, что деревянная часть корпуса все еще выступает над поверхностью. Пришлось дополнительно загрузить в качестве балласта сотни тонн железа и сверх нормы 150 тон угля,  пока осадка броненосца оказалась  достаточной.
Утром  8 марта  1862 года  эта чудовищная 3200 тонная паровая черепаха прошла по глубоководному каналу Элизабет Ривер в просторный канал Хэмптон, где и произошло одно из самых знаменитых морских сражений в истории этой войны. Эхо его орудийный залпов потрясло не только  окрестные берега, но и сами устои военного кораблестроения.  Примечательно, что ровно через два дня Британское Адмиралтейство, изучив отчет о сражении на Хэмптонском рейде,  заявило, что что "оно нет намерено больше  строить деревянные военные корабли".

ПОБОИЩЕ НА ХЭМПТОНСКОМ РЕЙДЕ
Адмирал Бьюкенен - капитан CSS "Виргиния" ("Мериммак")
Адмирал Бьюкенен - капитан CSS "Виргиния" ("Мериммак") . Война Севера и Юга на море.
Хэмптон Родз - природный водораздел  между двумя воюющими сторонами и центр слияния трех рек Елизабет-Ривер, Ненсимонд-Ривер и Джеймс-Ривер. К востоку  лежит залив Чесапик и Океан.
С этой стороны выход перекрыла эскадра северян, чьи корабли расположились цепочкой вдоль северной береговой кромки Хэмптон Родз под прикрытием береговых батарей федеральных сил. Противоположный берег защищали береговые орудия конфедератов. Дальше на север лежали Норфолк и Портсмут, занятые войсками Юга.
Этот участок военных действий был чрезвычайно важен для северян. В их планы  входил мощный десант на Норфолк, откуда сухопутная армия могла рывком быстро достичь столицы конфедератов Ричмонда. Появление "Виргинии" спутало все карты.
Броненосец под командованием капитана  Франклина Бьюкенена  медленно втянулся в глубоководный Хэмптон. Его сопровождали две легкие канонерки южан, "Бьюфорд" и "Рэйли".  Появление необычного противника произвело переполох в эскадре северян. Три их корабля стали спешно отходить под защиту форта "Монро", и вскоре неподалеку от него сели на мель.  "Виргиния" повернула в лево и нацелилась на два самых мощных судна блокирующей эскадры:  50-пушечный фрегат "Конгресс" и 24-пушечный шлюп "Кумберленд", намереваясь пустить в ход свой тяжелый 1500 фунтовый таран.  Броненосец медленно прошел мимо "Конгресса", который  открыл огонь из  бортовых орудий, но "Виргиния" только вздрагивала от попаданий, оставлявших на броне легкие вмятины. Залпом ударили орудия  "Кумердленда", открыла огонь береговая артиллерия северян, но с тем же нулевым эффектом. Через несколько мгновений всей массой своих 3200 тон "Виргиния" на полном ходу протаранила  шлюп.
Получив страшную пробоину в борт, корабль северян начал  быстро тонуть. "Виргиния" дала задний ход, но при этом повредила таран, потеряв таким образом один из сильных своих козырей. Тонущий "Кумберленд" продолжал героически вести огонь и даже на время вывел из строя две бортовые пушки "Виргинии",  но вскоре вода залила палубы и он осел на дно, оставив над водой лишь наклоненные верхушки мачт.
"Конгресс" попытался отойти к берегу, но  со своей глубокой осадкой вскоре прочно застрял в прибрежном иле. "Виргиния", неторопливо маневрируя, заняла вскоре такую позицию, когда пушки неподвижного фрегата не могли взять ее в прицел, и начала методично расстреливать его. После нескольких попаданий на корабле северян вспыхнул сильный пожар, на мачту пополз белый флаг. Команда стала спасаться на шлюпках. В этот момент шальной пулей, выпущенной с берега,  был тяжело ранен капитан Бьюкенен.
Командование принял первый помощник лейтенант Кэтсби  Джонс.  Бой, или вернее сказать, побоище продолжалось.  Два других корабля юнианистов  "Миннесота" и "Роанок"  огнем орудий пытались поддержать гибнущий "Конгресс", но, едва броненосец обернулся против них, сами вынуждены были спасаться  бегством. Оба вскоре тоже сели на илистое дно.
Ночь опустилась над заливом, и капитан Джонс,  дав несколько выстрелов по "Миннесоте",  вывел своего бронированного богатыря из боя . Иронклад встал на якорь под защитой батарей мыса Сивел-Пойнт. Наступила тишина, разразившаяся в полночь оглушительным грохотом - это взорвались пороховые погреба "Конгресса". Так закончился первый день сражения 8 марта 1862.

 ИГРУШКИ ЭРИКСОНА - USS "МОНИТОР" И ЕГО СОЗДАТЕЛЬ
Создатель "Монитора" - Джон Эриксон
Создатель "Монитора" - Джон Эриксон. Война Севера и Юга на море.
У Авраама Линкольна был свой  военный советник по делам флота Гидеон Уиллис.  Едва началась война он предложил президенту немедленно начать строительство броненосцев, более совершенных, чем "Galena" и "New Ironsides". В те дни Уиллис был единственным в штаб-квартире "синих", кто всерьез оценивал возможности иронкаладов. Ему удалось склонить на свою строну и президента, и Конгресс. 
Подрядчик определился сразу  крупная корпорация "Бушнелл и С°". Ее глава С. Бушнел сам три месяца пытался разработать проект иронклада, пока кто-то посоветовал: "Навестите Эриксона, сэр, он десять лет уже конструирует что-то подобное..."     
Американец шведского происхождения инженер Джон Эриксон (1803-1889) был, пожалуй, одним из самых одаренных изобретателей своего времени. Уже в 13 лет это вундеркинд, служил помощником топографа в шведской армии, а повзрослев, эмигрировал в Америку, где и совершил великолепную карьеру изобретателя. В 1844-м  по заказу военного ведомства Эрикссон сконструировал паровой шлюп "Princeton", первый в составе флота США имевший подводный толкающий винт.  Одержимый изобретательством, Эрикссон пытается создать также локомотив собственной разработки, газовой двигатель, прототип двигателя внутреннего сгорания,  но вскоре его полностью поглощает идея  постройки броненосного винтового корабля. Узкий, полностью из металла корпус броненосца, по замыслу инженера венчала оригинальная конструкция -  вращающаяся орудийная башня.
Вообще-то принцип орудийной платформы, которая могла бы вести огонь в любом направлении, была не нов. Сам Эриксон, посмеиваясь, говорил , что ее придумали еще древние греки для своих катапульт.  В 1805 году американец Абрахам Блудвуд,  не найдя заказчиков в своей стране, предлагал французской Директории проект плавучей вращающейся орудийной башни.  В 1841 году, другой американец, Теодор  Тимби, продемонстрировал Военному Департаменту модель батареи револьверного типа, но проект был отвергнут. Наконец англичанин, капитан Купер Колис незадолго до Эриксона  преподнес своему адмиралтейству проект корабля с вращающимися орудийными башнями, но столь радикальная конструкция была отвергнута.
И только Эриксон, оказавшийся в нужном месте в нужное время (война - мать изобретений), создал и построил действующую плавучую орудийную батарею - "Монитор".
USS "Monitor" - современная реконструкция
USS "Monitor" - современная реконструкция. Война Севера и Юга на море.

Позже англичане пытались оспорить  лавры Эрикссона ,  утверждая, что тот украл идею Колиса.
В оправдание  Эрикссон написал письмо Гидеону Уиллису, где утверждал, что еще в 1854-м отправил императору Наполеону -
III чертежи и предложение о строительстве цельнометаллической плавучей батареи с вращающейся орудийной башней. Произведенные историками уже в наше время исследования во французских военных архивах такого письма и чертежей не обнаружили. Вопрос о первенстве остался спорным.
Как бы то ни было, по сравнению с конструкцией англичанина вращающаяся башня Эрикссона была более совершенна. В английском проекте орудие вращалось вручную,  опираясь на стальные ролики, которые двигались по замкнутой кольцевой рельсе. У Эриксона орудийная платформа приводилась в движение от парового двигателя, который одновременно вращал и винт.
Война не оставила время для споров.  Когда Бушнелл посетил Эриксона, тот показал ему уже готовые чертежи.  Пораженный совершенством проекта,  Бушнелл протежирует изобретателю, и тот немедленно едет в Вашингтон, где его чертежи и макет изучают военный комитет и лично Президент Линкольн. Проект одобрен, контракт заключен, деньги -  275 000 $ - выделены и строительство "Монитора" началось.
Собственно говоря, "Монитор переводится как "наблюдающий", или "стерегущий". Так в названии закреплялась роль, которую должны были сыграть корабли такого типа, чтобы сделать блокаду - блокадой, а кольца  "Анаконды" - смертельными.
Пока постройкой руководил непосредственно Эрикссон, работы шли невероятно быстрыми темпами, в 113 дней строительство было завершено. Но когда корабль спустили на воду и он покинул своего изобретателя, а это произошло в 19 февраля 1962, т.е. за три месяца до бойни в Хэмтон Родз, местные инженеры в Бруклинского  дока слишком затянули с доводкой и обкаткой. По этой причине "Виргиния" первой вышла на тропу войны.

"МОНИТОР" ПРОТИВ "ВИРГИНИИ"
Сражение на Хэмптонском рейде. Война Севера и Юга на море.Монитор опоздал на один день. Тем не менее его капитан, лейтенант федерального флота, Джон Л. Уорден  на всех парах вел броненосец к Хэмптон Родз. Море было суровым и на полпути к цели "Монитор" попал в жестокий ночной шторм, который показал, насколько беспомощна в объятиях стихии столь грозная в бою "игрушка Эриксона". Вода залила вентиляторы, осуществлявшие  циркуляцию воздуха внутри корабля. Внутри броненосца образовалась смертоносная пробка из угарного газа и дыма от работающей машины. Лихорадочными усилиями экипажу все же удалось запустить один из вентиляторов и продолжить плавание, едва не ставшее первым и последним в его и без того недолгой истории.   
"Монитор" прибыл в Хэмптон в полночь. Оценив ситуацию, капитан Уорден поставил его на якорь рядом с беспомощной "Миннесотой". Едва рассвело, экипаж увидел воочию грозный силуэт  приближавшейся "Виргинии". Капитан Кэтсби Джонс намеревался добить "Миннесоту", которая всю ночь тщетно пыталась сняться с мели и уйти. Странное узкое низко сидящее судно, стоявшее возле обреченного фрегата, на борту "Виргинии" приняли за  буксир. Но тут круглая башня "буксира" внезапно повернулась вокруг оси и плюнула 170 фунтовым снарядом. Небывалое доселе в истории морских войн сражение началось.. "Монитор" имел две пушки против десяти на "Виргинии", но южане могли выставить  против него не более четырех орудий одновременно при бортовом залпе. "Монитор" обладал превосходством в скорости а, его вращающаяся орудийная батарея, способная стрелять по цели при любых маневрах, сводила на нет огневую мощь противника.
Несколько часов корабли безуспешно бомбардировали друг друга. Пользуясь своей быстроходностью, "Монитор" постоянно ускользал из прицелов южан, но все же один снаряд "Виргинии", выпущенный с близкого расстояния, едва не пробил его броню  -  орудийный расчет был сбит с ног и оглушен, и лишь через некоторое время  вновь смог открыть огонь.
Улучив момент, "Виргиния" попыталась таранить врага, но так как сам таран был сломан, удар пришедшийся вскользь по цельнометаллическому борту "Монитора", едва не открыл течь в ее собственной носовой части.
В свою очередь, убедившись в прочности  брони "Виргинии", капитан Уорден  приказал канонирам метить под корму вражеского броненосца в надежде повредить его гребной винт. К исходу боя Кэтсби Джонс обратил внимание на небольшую башенку, возвышавшуюся в носовой части "Монитора" - капитанск
yю рубку. Вскоре все орудия иронклада били шрапнелью по этой башенке. Один из выстрелов достиг цели, тяжело ранив в лицо капитана Уордена.
Пока старший офицер "Монитора" принимал командование, капитану "Виргинии" доложили, что иронклад опасно углубился  в илистую отмель. Кэтсби Джонс стал отводить свой корабль к Норфолку, на более глубокие воды. Этот маневр был ложно воспринят командой "Монитора" как победа и все на борту, разразились ликованием.  
Тем сражение и закончилось.  Слегка потрепанная "Виргиния" вернулась в Норфолкский док, где встала на ремонт, а помятый "Монитор", у которого к концу боя заклинило приводные цепи, вращавшие башню,  ушел по Йорк-Ривер зализывать раны в док Вашингтона. Здесь команду встретили как героев и , пока шел ремонт, броненосец был открыт для посещений публики, валом валившей осмотреть снаружи и изнутри знаменитый корабль. Сам же Эрикссон удостоился особой благодарности Конгресса.  

 ЖЕЛЕЗНАЯ ЛИХОРАДКА - ФЛОТ КОНФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ПРОТИВНИК
Речной броненосец северян класса "Eads" - USS Cairo . Война Севера и Юга на море. Речной броненосец северян класса "Eads" - USS Cairo
С этого момента обе воюющие стороны охватила настоящая "железная" лихорадка.  И Север, и Юг развернули программы по строительству броненосных кораблей. Северяне запустили в серию "мониторы", которых за время войны сошло со стапелей 57.
Как и первый по сути - безымянный "монитор" они имели одну, реже - две орудийные башни, только "Роанок" нес три вращающиеся орудийные батареи. Вот полный список стальной армады: "Монитор", "Роанок", "Пуританин", "Милуоки", "Диктатор", "Агаментикус", "Майнтономо",  "Онондага", "Монаднок",  "Тонаванда", "Озарк", "Неошо", "Осаге", "Чикаса", "Кикапу", "Уиннебаго", "Мариетта" и "Сандуски".
Кроме того - класс "Каноникус" (10 кораблей), класс "Каско" - 20 кораблей, и класс "Пассайк" (10 кораблей). Большинство странно звучащих названий имеют индейские корни, что характерно для географии США.
Строили северяне также  речные броненосцы типа "
Eads" -всего 7 кораблей. Осуществить программу поручили  Джеймсу Б. Идзу (Eads) - отсюда и пошло название - который до войны специализировался на подъеме затонувших судов. Тот привлек в качестве конструктора  Самюэля М. Пока. Эти иронклады были многим похожи на "Виргинию" - на деревянный плоскодонный корпус ставился стальной каземат, откуда торчали жерла орудий.
Весьма выглядели экзотично переделанные под броненосцы  два колесных парохода "Лафайет" и "Чокто". Их лопастные колеса были закрыты огромными железными колпаками, а стальные коробки орудийных батарей напоминали египетские пирамиды.
Речной броненосец северян  USS "Чокто"
Речной броненосец северян  USS "Чокто". Война Севера и Юга на море.
Южане в свою очередь построили по одним источникам -20 по другим 25 кораблей, все они были типичными иронкладами, многие из них, как например, "Арканзас", были брошены в бой еще не достроенными.  Кроме того южане через своего эмиссара в Англии Данвуди Баллоха заказали серию из 24 иронкладов на английских верфях.  Это была заведомо обреченная программа. Опасаясь втянуть себя такой поддержкой в прямую войну с США, англичане из заказанных 20 построили только восемь. Все они представляли неудачный гибрид  парусно-парового типа, мало пригодный в бою. Типичный пример- иронклад "Энтерпрайз", построенный к концу войны на верфях шотландской компании "Братья Денни" в Думбартоне. Это был трехмачтовый парусно - паровой шлюп с обшитым стальными листами корпусом, и двумя  гребными винтами. Под парами он развивал очень медленный ход, его боевые характеристики оказались чрезвычайно низкими. Этот иронклад так и не был использован во время войны и прожил удивительно долгую жизнь. Более 20 лет, вплоть до 1866 года, США использовали его как броненосец береговой охраны, океанографическое судно для исследования Миссисипи и Амазонки (по соглашению с правительством Бразилии), а также для "демонстрации" флага в различных точках земного шара. Однажды он даже бросал якорь в российском Кронштадте.
Но это было экзотическое исключение.

Биография большинства боевых иронкладов была короткой  и трагичной.  Ни первенец Эриксона "Монитор", ни его грозный  противник "Виргиния" не отметили даже первой годовщины спуска  на воду.  В мае 1862 сухопутные войска северян начали наступление на Норфолк. Экипаж "Виргинии",  которая все еще базировалась у Хэмптон Родз , вынужден был отвести корабль во внутренние воды, а для этого - выгрузить часть балласта. Деревянный корпус поднялся над водой и "Виргиния" утратила качества броненосца.  Корабль был взорван в устье Элизабет-Ривер, а команда ушла вместе с береговыми частями.
"Монитор" погиб в том же году, 31 декабря, угодив в новый, на сей раз роковой ночной шторм возле берегов Северной Каролины у мыса Гаттерас. Его низко сидящий корпус не  был герметичным, а волны так и перекатывались по палубе, и вскоре вода начала поступать во внутренние помещения. Попытки откачать ее были безуспешны. С ближайшего острова Род уже спешил спасательный буксир, когда около часа ночи  "Монитор"
N 1 навсегда скрылся в пучине, унеся с собой часть команды, не успевшей добраться до спасательных шлюпок.

ПРОХОДНАЯ ПЕШКА - ЭПОПЕЯ "АРКАНЗАСА"
CSS "Арканзас". Война Севера и Юга на море. CSS "Арканзас"
За время войны обе стороны активно использовали  иронклады, как козырную карту в борьбе за господство на воде. Среди первых иронкладов южан прославился "Манассас". Его перестроили из бывшего речного ледокола, корпус имел сигарообразную форму, как у "Наутилуса", так что внешне "Манассас" походил на субмарину. Команда этого небольшого речного броненосца ( 50 х 3,8 м). состояла всего из 33 человек. В октябре 1861 "Манассас" дерзко атаковал эскадру северян из четырех кораблей и протаранил фрегат федералистов "Ричмонд", проделав огромную дыру в его корпусе.
В Вашингтоне понимали, что сломить сопротивление Юга невозможно, не овладев Миссисипи, которая была и важнейшей транспортной магистралью мятежников, и, в то же время, границей двух воюющих сторон. Сильная эскадра под командованием коммодора Дэвида Фаррагута (около 30 кораблей), имея в составе речные иронклады типа "
Eads",   в апреле 1862 вторглась в устье Миссисипи и стала подниматься вверх по реке. Вскоре пал, занятый  десантом, Нью - Орлеан, однако сильно укрепленный Виксбург  оказался крепким орешком.  Фаррагут  обошел его и поднялся до реки Язу.
Здесь у южан стоял недостроенный броненосец "Арканзас", однотипный с "Виргинией" (200 человек команды, 10 пушек) под командованием капитана Айзека Н. Брауна. Переоценивая возможности броненосца, генерал Ирл Ван Дорн настоял , чтобы "Арканзас" вышел навстречу эскадре Фаррагута и "потрепал ее, насколько возможно". Это был ход пешкой против ферзя.
С  весьма неопределенной задачей, неисправными машинами и плохо подогнанной броней из разнородного рельсового металла, "Арканзас" развел пары.
При слиянии "Миссисипи" и Язу его заметили с дозорного корабля северян. Как описывал позже один из офицеров федерального флота "нам показалось, что по реке плывет огромный шоколадный торт" - это была ржавчина на рельсовой броне иронклада. Навстречу  "Арканзасу" вышли сразу три броненосца федералистов: "Карандельт", "Королева Запада" и "Тайлер", первым открывший огонь. Затем  "Тайлер", отвернул, поскольку из всей его палубной батареи только носовые орудия были крупного калибра, а бортовая и кормовая броня были слабыми.  "Арканзас", угрожая тараном,  бесстрашно двинулся на "Карандельт" и вынудил его выброситься на отмель. Командовавший "Королевой Запада" капитан Хантер струсил и в ответ на призывы капитана Гвина с "Тайлера" - таранить противника,  обратился в постыдное бегство, как он потом оправдывался "доложить командованию о ситуации".
Гоня перед собой удирающие иронклады северян , "Арканзас" вошел в Миссисипи, где взорам его команды предстал лес мачт и туча дыма - это была вся эскадра Фаррагута: 33 военных корабля плюс множество вспомогательных мелких судов.  Приказ генерала Ирла Ван Дорна гнал "Арканзас" в неравный бой. Оказавшуюся на его пути канонерку "Ланкастер" первый же залп превратил в плавучую груду обломков. Затем иронклад перенес огонь на наиболее крупные корабли северян: "Ричмонд", "Бентон" и флагман Фаррагута - 20 пушечный "Хардфорд". В свою очередь вся огневая мощь эскадры обрушилась на одинокого стального воина. Снаряды не смогли повредить его броню, но смертоносная шрапнель и осколки проникали внутрь, сея смерть. Участник боя офицер Рид писал в мемуарах: "Кровь, выбитые мозги, оторванные конечности были по всей палубе...".
Прямо по курсу уже виднелся осажденный Виксбург. Огромная толпа скопилась на берегу, наблюдая сражение как в театре,  и схлынула только тогда, когда  "Арканзас", с раскаленными котлами (температура в машинном отделении достигла 120 °F), бросил якорь под защитой береговых орудий.  На берег было вынесено 18 погибших и 16 раненых.  Но это был еще не финал трагедии. Ночью того же дня 14 кораблей северян подошли к городу и принялись обстреливать  иронклад. Один снаряд прошил-таки броню и угодил прямо в двигатель. "Арканзас" похоронил еще восьмерых.
"Арканзас" прорывается сквозь эскадру Фаррагута
"Арканзас" прорывается сквозь эскадру Фаррагута. Война Севера и Юга на море

На протяжении нескольких дней оснащенные мортирами канонерские лодки федералистов  навесным огнем бомбардировали место стоянки иронклада. После столь мощной артподготовки (одна из бомб пробила не защищенную броней крышу и взорвалась на внутренней палубе) при поддержке "Королевы Запада" самый мощный иронклад северян "Эссекс" безуспешно атаковал стоявший на мертвом якоре, но по-прежнему непобедимый броненосец южан.  После ожесточенной артиллерийской дуэли корабли федаралистов отступили, не подозревая, что "Арканзас" даже не в состоянии маневрировать. 
Инженеры конфедератов работали без устали и насколько смогли восстановили паровой двигатель. Тут подоспел новый приказ генерала Ирла  Ван Дорна - идти на поддержку сухопутных сил, которые собирались контратаковать и отбить захваченный недавно северянами Батон-Руж.  Искалеченный "Арканзас", чья команда убавилась почти наполовину, но была по-прежнему верна долгу, протащился по реке несколько миль, ведя перестрелку с назойливо преследовавшим его "Эссексом", когда разбитая машина окончательно вышла из строя. Миссия стала невыполнимой. Капитан Айзек Браун высадил остатки команды на берег и приказал взорвать свой героический корабль. С момента ввода в строй (15 июля)  и до самоуничтожения ( 6 августа) - "Арканзас" просуществовал всего 21 день. Его боевая биография была самой короткой и, пожалуй, самой яркой из всех построенных за время войны броненосцев.   

ПОСЛЕДНИЕ ЗАЛПЫ - ПОРАЖЕНИЕ "АТЛАНТЫ" И СРАЖЕНИЕ В ЗАЛИВЕ МОБИЛ
В истории противоборства Севера и Юга роль яблока раздора сыграл форт "Самтер". Захват его послужил поводом к войне.  Руководил операцией генерал южан Дж. Т. Борегард, впоследствии автор весьма нелестной ремарки о боевых возможностях первых иронкладов: "
Они совершенно бесполезны, на их постройку уходит уйма денег, их экипажи служат в ужасных условиях, несут вахту на плохо вентилируемых, душных замкнутых палубах, отчего вся команда непрерывно блюет...".
Борегард выделял три главных недостатка: тихоходность (всего 3-5 миль в час), очень глубокую осадку, которая не позволяла использовать их в речных операциях, и в то же время плохую устойчивость в открытом море, что привязывало иронклады к береговой линии. Кроме того их орудия имели угол поворота 5-7 градусов и могли вести бой на дистанции всего лишь около мили. Наконец, генерал низко ставил иронклады за их неспособность противостоять ударам тяжелых 15-дюймовых орудий противника. В качестве аргумента он приводил  бой, когда сильная эскадра северян из 7 семи мониторов, экспериментального броненосца "
Keokuk"  ведомая флагманом - тяжелым парусно-паровым иронкладом "New Ironsaides" (всего 9 кораблей) атаковала форт  Самтер, пытаясь заставить его сдаться своей огневой мощью. Позади форта в стояли три иронклада конфедератов: "Chicora", "Palmetto State" и  "Charleston" (последний был по сути всего лишь легкой канонерской лодкой, имевшей слабую стальную обшивку). Их пассивное поведение хотя и  вызвало недовольство генерала Борегарда, типично сухопутного вояки, но  оправдывалось ситуацией: мощная артиллерия форта достаточно эффективно сдерживала эскадру противника.
В итоге флотилия северян бесславно отступила, потеряв при этом иронклад "
Keokuk".  Выводить свои три корабля в бой против 10 вражеских броненосцев  капитаны конфедератов посчитали неразумным.
Зато ранее, 31 января того же года "Chicora" и "Palmetto State", воспользовавшись информацией о том, что  блокирующая флотилия федералистов стоит на внешнем рейде Чарльстона без прикрытия броненосных кораблей, вышли в море и атаковали. "Palmetto State" протаранил винтовой военный корабль  "Mercedita", который с трудом сумел спастись бегством и едва не затонул, а "Chicora", орудийным огнем вывел из строя  военный шлюп "Keystone State", уничтожив одну из его паровых машин и перебив четверть команды.
Так что Борегард явно ошибался в своих оценках. Иронклады  терпели наудачу там, где командование обеих воюющих сторон, впечатленное триумфом "Виргинии", ставило им  заведомо чуждые или откровенно непосильные задачи. 
Северяне сквитались за Хэмптон Родз и другие потери 17 июня 1863 года, захватив в бою гордость южан -  иронклад "Атланта" (А
tlanta). Учтя опыт"Виргинии",  инженеры конфедератов усовершенствовали конструкцию: "Атланта" несла мощные нарезные орудия, которые могли поворачиваться под большим углом и стрелять во всех направлениях через девять орудийных портов. Кроме того, на носу броненосца разместили шестовые мины, куда более эффективные, чем архаичный таран.  Тяжелый корпус корабля имел очень глубокую  осадку, что и послужило одной из причин его бесславного поражения.
Бой "Атланты" против мониторов северян
Бой "Атланты" против мониторов северян. Война Севера и Юга на море.
В июле 17-го 1863 года коммодор Д. Уэбб повел свою плавучую крепость на прорыв блокады между Чарльстоном и Саванной. В море  его поджидали два монитора федералистов "
Weehawken"  и "Nahant". Едва они показались в пределах видимости "Атланта" открыла огонь и пошла на сближение, надеясь использовать шестовые мины. Внезапно ее глубоко сидящий киль врезался в прибрежную отмель. На застрявший иронклад смело двинулся "Weehawken", капитан которого, старый морской волк Джон Роджерс, хорошо знал местные воды, к тому же монитор не имел киля. "Nahant" слепо следовал за ним в фарватере.
Вскоре "
Weehawken" подошел на убийственно короткую для орудийного огня дистанцию и один из его 15 фунтовых снарядов пробил внешнюю стальную броню "Атланты". Снаряд не прошел дальше, застряв в деревянной "мягкой" броне, однако разлетевшиеся внутри дубовые осколки и чудовищный удар контузили и ранили около 40 человек, 16 - тяжело.
Затем оба монитора разошлись в стороны и обрушили на "Атланту"  перекрестный огонь. Коммодор Уэбб еще надеялся на прилив, который снимет его с мели, но поднимающаяся вода лишь еще дальше затянула иронклад на мелководье. 
Получив несколько прямых попаданий "Атланта" сдалась вместе со всей командой в 124 человека, из них 24  морских пехотинца, которых амбициозный адмирал собирался использовать в десантных операциях.
Последнее из значительных столкновений броненосных кораблей произошло на рейде речного порта  Мобил, в верховьях Миссисипи 5 августа 1864. 
     
Сражение в заливе Мобил                                        
Сражение в заливе Мобил. Война Севера и Юга на море.
Сюда добралась победоносная эскадра Дэвида Фаррагута, имея в составе несколько броненосцев.  Южане заминировали акваторию порта, но это не остановило адмирала северян. Фаррагут отдал приказ эскадре атаковать, а броненосцы двинул вперед, чтобы они "проутюжили гавань", бросив свою знаменитую фразу: "К черту мины!" - еще одно свидетельство переоценки возможностей железных кораблей.
Счастье Фаррагута в том, что подводные мины южан оказались столь же несовершенны, сколь его броненосцы. Сработала только одна, и монитор "Текумзе", который  "утюжил" навань, мгновенно пошел на дно со всей командой. Остальные корабли уцелели.
Тогда южане бросили в бой свой последний козырь - иронклад "Теннесси", под командованием коммодора Ф. Бьюкенена (бывший командир "Виргинии", произведенный в адмиралы), и четыре канонерки. Но превосходство Фаррагута было подавляющим.  В  ожесточенном сражении все канонерки конфедератов погибли, а расстреливаемый со всех сторон "Теннеси" спустил флаг.
Финал противостояния двух Америк был тому времени уже близок. В апреле 1865 генерал Федерации Грант принял капитуляцию командующего силами Юга генерала Ли. Война закончилась, а с ней завершилась первая и последняя в истории война иронкладов.

***
Александр Морозов, Москва, 1998-2008 г. Консультант Майкл Нельсон (США)

Военно-исторический архив internetwars.ru

Об авторе:
Морозов Александр ВалентиновичМорозов Александр Валентинович, родился в 1957 г.
Окончил факультет журналистики МГУ. Работал в различных московских СМИ, долгое время возглавлял международный отдел газеты "Московский комсомолец" (MK). Писатель.
Учредитель и редактор сайта internetwars.ru

История очерка:
Эту статью я написал в 1998 году, будучи безработным, в разгар дефолта, когда
в России еще не было издано не одной книги по истории Гражданской войны в США. Статья была в сокращенном варианте опубликована в журнале "Сержант" (закрылся) и больше никогда не печаталась. Написать ее мне помог мой американский коллега Майкл Нельсон. 
Прошло много лет, но на мой взгляд, очерк не утратил интереса.

Авторские права:
© Александр Морозов. Использование материала только с разрешения автора!

http://www.alsena.ru/service/transportation/auto/ цены на перевозки по москве.